День военно-морского флота России
Вильфранш-сюр-Мер - самый русский город южной Франции.
Российская страница в истории города начинается с 1770 г. В этот год эскадра под командованием графа Алексея Орлова остановилась в бухте Вильфранша, выбрав это место для постоянной дислокации. Именно отсюда в июле 1770 года русские корабли отправились на Чесменское сражение во время русско-турецкой войны. И в том же году Императрица Екатерина II учредила в Вильфранше российское консульство.
Новая страница нашей общей истории открывается в 1958 г. после трагического события для нашей страны - поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.), в результате которого Россия лишилась права прохода своего флота в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Стараясь сохранить свое присутствие в Средиземном море, Российская империя договорилась с герцогом Сардинского королевства о временной «военной базе» в бухте Вильфранш, так как на тот момент Королевство ее не использовало, предпочитая порты Специи и Генуи. В результате договоренностей российский флот получил не только удобную стоянку, но и хорошую инфраструктуру для обслуживания кораблей.
Официальное соглашение между сардинским и российским правительствами было подписано 16 ноября 1858 г., хотя, по имеющимся данным, уже с начала 1858 г. на рейде в бухте Вильфранш стояли от двух до пяти российских военных кораблей.
В соответствии с соглашением Россия получила право пользования частью портовой инфраструктуры на девяносто девять лет. Соглашение касалось двух сооружений: бывшей каторги (галер) и прилегающего к ней здания. Первое здание использовалось как склад и госпиталь для русских моряков, второе - как склад угля, парусины и провианта, а также как мастерская, где русские моряки производили работы по расширению пристани и ремонту снастей.
Сразу после подписания вышеупомянутого договора Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Прусская Шарлотта), жена Николая I и мать Александра II, прибыла в Вильфранш с первым официальным визитом. В Вильфранше Александра Федоровна приобрела около 40 гектаров земли, где был построен комплекс зданий для членов императорской фамилии. Имеются данные о пожертвовании Александром ІІ трех тысяч франков коммуне Вильфранша на помощь малоимущим, в то время как Александра Федоровна оплатила строительство первой дороги, ведущей из Ниццы в Вильфранш, а также выделила деньги на завершение строительства железнодорожной ветки вдоль берега моря.
Базирование российского флота и его обслуживание дало мощный стимул развитию Вильфранша. Началось строительство гостиниц, ресторанов, получили широкое распространение услуги по продаже недвижимости, особенно востребованной русской аристократией.
Уже в 1870 г. Россия возвращает себе возможность свободно пользоваться водами Черного моря, но для российского флота Вильфранш в течение нескольких лет был стратегическим портом в Средиземном море.
Еще одним знаменательным событием стал заход крейсера «Аврора» в бухту Вильфранша в 1901 г. Согласно некоторым источникам, на его борту великий князь Борис Владимирович принимал французского президента Эмиля Лубэ, седьмого президента Третьей республики.
В 1886 г. в стенах арендованных помещений для нужд российского флота была открыта Русская зоологическая станция.
По инициативе властей Санкт-Петербурга в 1996 г. в Вильфранше был установлен бюст императрицы Александры Федоровны, а в 1998 г. - адмиралам Федору Ушакову, Алексею и Федору Орловым. И по сей день в некоторых французских источниках бухта Вильфранша именуется «бухтой Орловых».