Канцелярия Российской Федерации в Вильфранш-сюр-Мер (Франция)
Телефон: +33(0)493887359
/Приемные часы: понедельник, вторник, четверг - с 9.00 до 12.00, среда - с 13.00 до 16.00 (только по предварительной записи)
ru fr

Информация о возможности обращения граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, за предоставлением государственных услуг по установлению и выплате пенсий в электронном виде

Реализация прав граждан, в том числе проживающих за границей, на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» осуществляется в порядке, определенном Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 685n, и Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 686 п[1], путем направления[2]:

  • заявлений, формы которых утверждены названными административными регламентами по установлению и выплате пенсий, на бумажном носителе почтовой связью;
  • в форме электронного документа[3], который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Единый портал, сайт ПФР, с использованием «Личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации[4]. При этом средства электронной подписи, применяемые гражданином при направлении заявления в форме электронного документа, должны быть сертифицированы в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Для подачи заявления о предоставлении услуги по установлению или выплате пенсии в форме электронного документа лицу, проживающему за пределами Российской Федерации, необходимо пройти регистрацию на Едином портале государственных услуг[5]. Подробная информация о регистрации на ЕПГУ о создании учетной записи размещена на официальном сайте ЕПГУ.

Формирование заявления гражданином осуществляется посредством заполнения электронной формы заявления на ЕПГУ, сайте ПФР без необходимости дополнительной подачи заявления в какой-либо иной форме.

Сформированное гражданином заявление направляется в территориальный орган ПФР посредством ЕПГУ и сайта ПФР.

При этом в случае представления заявления в форме электронного документа днем обращения, за предоставлением государственной услуги считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

Дополнительно обращаем внимание, что каждый гражданин вправе ознакомиться с информацией о периодах трудовой деятельности в Российской Федерации, уплаченных работодателем страховых взносах и др., имеющейся на его индивидуальном лицевом счете (ИЛС) в ПФР.

Данная услуга доступна при наличии у гражданина страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) на электронных сервисах ЕПГУ и сайте ПФР в разделе «Электронные сервисы», а также может быть востребована на основании запроса, поданного гражданином в любой территориальный орган ПФР лично либо направленного по почте[6].

В случае выявления гражданином несоответствия сведений ИЛС с документами о трудовой деятельности, имеющимися в его распоряжении, необходимо подать в любой территориальный орган ПФР либо непосредственно в ПФР (Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей)[7], заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в иле. Вместе с указанным заявлением гражданин представляет:

  • документ, удостоверяющий личность гражданина (или его уполномоченного представителя);
  • документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета, а при их отсутствии (ввиду утраты и т.п.) заявление об оказании содействия в истребовании документов, содержащее информацию о сформированных на территории Российской Федерации пенсионных правах ( образец заявления прилагается), для проведения ПФР заблаговременных мероприятий по розыску подтверждающих документов через различные организации (учреждения и ведомства) Российской Федерации для наполнения иле гражданина.

Граждане, у которых СНИЛС отсутствует, могут пройти регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, подав Анкету зарегистрированного лица по форме АДВ-1 (далее - Анкета) в любой территориальный орган ПФР лично или направив ее по почте с приложением документа, удостоверяющий личность, заверенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бланк Анкеты можно найти на сайте ПФР в разделе в разделе «Жизненные ситуации» → СНИЛС либо «Гражданам» → Будущим пенсионерам → Персонифицированный учет пенсионных прав граждан → как получить, заменить и восстановить СНИЛС.


[1] Далее - административные регламенты по установлению и выплате пенсий.

[2] Справочно: изложенное не относится к случаям реализации права на пенсии в соответствии с международными договорами Российской Федерации, основанными на пропорциональном принципе, в рамках которых за назначением соответствующей пенсии, включенной в предмет договора (страховые пенсии по старости, инвалидности, и по случаю потери кормильца) граждане, проживающие за границей должны обращаться только непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту их жительства за границей. В настоящее время такие международные договоры заключены с Латвийской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Болгария, Республикой Сербия, Чешской Республикой, Государством Израиль, Королевством Испания.

[3] Порядок оформления заявления определен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».

[4] До практической реализации на ЕПГУ форм заявлений, предусмотренных указанными административными регламентами по установлению и выплате пенсий, гражданин может заполнять интерактивные формы заявлений об установлении и выплате пенсий, предусмотренные административными регламентами по установлению и выплате пенсий, утвержденными постановлениями Правления ПФР от 23 января 2019 r. № 1 бп и от 25 июля 2019 r. № 404 п, где в строке «адрес проживания» указывает адрес его проживания в иностранном государстве.

[5] Далее - ЕПГУ.

[6] При направлении запроса посредством почтовой связи, личность зарегистрированного лица, а также свидетельствование его подписи осуществляется нотариусом либо должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, в установленном порядке.

[7] Личный прием в Департаменте осуществляется по адресу: r. Москва, ул. Анохина, д. 20, корп. А (ст. метро «Юrо­-Западная»).